В комплект игры входит игровое поле, 7 светлых и 7 тёмных фишек, кости D2 - 3 штуки.
В Ур играют вдвоём, право первого хода определяется броском костей, первым ходит игрок, выбросивший меньшее количество очков. На это количество очков и делается первый ход. Делается это для того, чтобы у начинающего не было большого преимущества.
В начале игры доска пустая, игроки сначала вводят свои фишки в игру, затем проводят по заданному маршруту и выводят с доски. Выигрывает тот, кто сделает это раньше другого игрока.
В игре используются три кости D2.
Подсчёт очков при броске костей
Игроки по очереди бросают кости и делают ходы. За один ход можно передвинуть уже выставленную на поле фишку на выпавшее количество очков, или ввести в игру новую. На каждом поле может находиться только одна фишка. Исключение составляют особые безопасные клетки, их называют клетки-лагеря.
У каждой фишки одна сторона пустая, другая помечена точками.
Перепрыгивать другие фишки можно без ограничений.
Каждая фишка должна пройти заданный маршрут. Выводится на маршрут фишка пустой стороной вверх.
Маршрут движения фишек в игре Ур
В середине маршрута, на рисунке это поле помечено голубым кружком фишка превращается в "дамку", её переворачивают помеченной точками стороной вверх. Это происходит когда фишка останавливается на, или проходит среднее поле маршрута.
Чтобы фишка завершила маршрут, нужно сделать точный бросок костей. На костях должно выпасть на одно очко больше, чем фишке осталось полей до конца маршрута.
Фишку могут "рубить" вражеские фишки, если они попадают на поле, занятое фишкой соперника. Срубленная фишка возвращается сопернику, и тот обязан опять вводить её в игру и проделывать заданный маршрут. ВАЖНОЕ правило! Пустые фишки не имеют право рубить перевёрнутые фишки-дамки, а "дамки" не имеют право рубить пустые фишки соперника.
Клетки доски помечены одним из шести рисунков. В зависимости от рисунка у игроков появляются дополнительные возможности.
Рисунки на полях доски для игры в Ур
Звезда (розетка, цветок) - первый рисунок. Если на такое поле попала фишка игрока он получает право на дополнительный ход. Это поле не является безопасным. фишка на ней может быть срублена вражеской фифшкой, при этом соперник получает ещё и право на дополнительный ход
Клетка с четырьмя пятерками - второй рисунок. Это общие ЛАГЕРЯ. Лагеря - безопасные поля. На них могут находиться фишки обоих игроков. На таком поле фишка не рубиться, Каждая следующая фишка, попав на это поле размещается поверх одной, или нескольких ранее попавших туда фишек. Но право хода с такого поля имеет только верхняя фишка - остальные остаются заблокированными до её ухода.
Клетки с четырьмя глазами - третий рисунок. Это личный ЛАГЕРЬ. На таком поле нельзя рубить фишки. Но, в отличии от общего лагеря, на это поле имеют право вставать фишки того игрока, который занял его первым. Попасть туда фишки соперника могут только после ухода всех фишек с этого поля. На этом поле удобно накапливать свои фишки для последующего вывода их с доски.
На остальные поля нанесены рисунки носящие скорее информационный характер.
Клетки с пятью точками (четвёртый рисунок), расположены в углах малого блока. Они напоминают, что следующая клетка - центр маршрута, а значит фишка остановившаяся на ней, или прошедшая её, переворачивается, становится дамкой.
Клетка с четырьмя четвёрками - пятый рисунок. Это финишное поле. Для пустых фишек, проходящих его, это обычное "опасное" поле. Но если на него попадает дамка эта клетка БЕЗОПАСНАЯ, На этом поле может находиться только одна фишка, и она блокирует фининое поле для других фишек, пока не покинет его.
Поля с пятью окружёнными точками (шестой рисунок) - рядовые "опасные" клетки.
Старайтесь во время игры заблокировать своей дамкой фишку соперника в общем лагере (поле, помеченное четырьмя пятерками). Если такую позицию сохранить до конца игры, то сняв свою дамку вы поведёте её по прямой к финишу, а сопернику надо будет проделать длинный путь.
Ур - королевская игра!
В этой игре, обнаруженной в древнем шумерском городе Ур (существовавшем более 7000 лет назад) нужно раньше соперника выставить на поле и затем провести через доску по заданному маршруту свои фишки. Это одна из самых древних игр, далёкий предшественник современных нард. Но эта игра очень сильно отличается от своего далёкого потомка, и требует от игрока сообразительности и опыта. Считается, что в эту игру играли правители древнего города, потому что доски для игры были найдены в гробницах шумерских владык, хотя в неё играли и обыкновенные люди. Попробуйте сыграть в Ур несколько раз, и вы поймёте насколько это необычная игра.